НАСТРОЙКИ ШРИФТА:
Выберите шрифт: ✓ Без засечек ✓ С засечеками
Интервал между буквами (кернинг): ✓ Стандартный ✓ Средний ✓ Большой
ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ СХЕМЫ:
✓ Черным по белому ✓ Белым по черному ✓ Темно-синим по голубому
Об авиационных происшествиях с самолетами S-1 «Синтал» RA-0631G и «Гранд-187» RA-0967G (Приказ Росавиации от 22.11.2010 № 490)30 ноября 2010 11:43 31.05.2010 в Рязанской области произошла катастрофа самолета S-1 «Синтал» RA-0613G, принадлежащего физическому лицу.
В день авиационного происшествия выполнялись полеты с целью проверки работоспособности установленного на воздушное судно оборудования для проведения авиационно-химических работ (далее - АХР).
В нарушение требований Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1084, полеты выполнялись без разрешения и связи с органами обслуживания воздушного движения. Кроме того, в нарушение требований статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации, полеты выполнялись с сертификатом летной годности воздушного судна, срок действия которого истек в январе 2008 года.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы самолета S-1 «Синтал» RA-0613G (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что полет с целью проверки работоспособности авиационно-химического оборудования выполнялся пилотом без спецодежды, защитного шлема и респиратора, что является нарушением требований руководства по летной эксплуатации самолета S-1 «Синтал».
По расположению воздушного судна и его фрагментов на месте происшествия был сделан вывод, что при выполнении полета над лесным массивом произошло столкновение самолета с деревом, что могло быть следствием нарушения пилотом технологии выполнения АХР.
По заключению комиссии по расследованию:
«Причиной авиационного происшествия явилось столкновение воздушного судна с деревом при выполнении маневров с целью тестирования установленного на самолет оборудования для проведения АХР.
Авиационное происшествие обусловлено нарушением командиром воздушного судна технологии проведения авиационно-химических работ, выразившимся в выполнении разворота над препятствиями на высоте менее рекомендованной руководством по летной эксплуатации самолета.
Неиспользование респиратора при выполнении АХР могло оказать влияние на состояние здоровья пилота и находится в причинной связи с авиационным происшествием.
Гибели пилота могло способствовать отсутствие защитного шлема, предусматриваемого руководством по летной эксплуатации самолета для выполнения полетов по АХР».
13.07.2010 в Краснодарском крае произошла катастрофа единичного экземпляра воздушного судна авиации общего назначения (далее - ЕЭВС АОН) самолета «Гранд-187» RA-0967G, принадлежащего физическому лицу.
В нарушение требований Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1084, полет выполнялся без согласования и связи с органами обслуживания воздушного движения.
Авиационное происшествие произошло в процессе перелета к месту проведения АХР в районе населенного пункта Ясени. При этом ЕЭВС АОН самолет «Гранд-187» RA-0967G не был предназначен для выполнения АХР. Изменения в конструкцию самолета, предусматривающие его использование в сельскохозяйственном варианте, были внесены владельцем воздушного судна самостоятельно.
Таким образом, самолет эксплуатировался в сельскохозяйственном варианте, что противоречило требованиям руководства по летной эксплуатации ЕЭВС АОН самолета «Гранд-187» и Аттестата о годности к эксплуатации, выданного Центром по сертификации единичных экземпляров воздушных судов Общества с ограниченной ответственностью «ЛТЦ «ЭЛИЦ СЛА».
После прибытия в населенный пункт Ясени, пилот приступил к выполнению АХР.
По данным очевидцев, первоначально пилот выполнил два полёта с целью обработки полей подсолнечника.
При возвращении на площадку после третьего полета и выполнении разворота для захода на посадку, на высоте 10-15 метров с креном, вероятно, более 30°, произошло столкновение самолета с землей. В результате авиационного происшествия пилот самолета погиб.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы ЕЭВС АОН самолета «Гранд-187» RA-0967G (далее -комиссия по расследованию катастрофы) был сделан вывод, что при выполнении аварийного полета пилот не учел ухудшения летно-технических характеристик самолета, оборудованного сельскохозяйственной аппаратурой. В результате пилот не смог своевременно оценить сложившуюся ситуацию и не принял своевременных мер для увеличения скорости полёта.
По заключению комиссии по расследованию катастрофы:
«Причиной авиационного происшествия с микросамолетом «Гранд-187» RA-0967G явилось его сваливание при выполнении разворота на малой высоте с креном, превышающим максимально допустимые значения. Вывод самолета на режим сваливания произошел вследствие недостаточной профессиональной подготовленности пилота, допустившего потерю скорости, что привело к столкновению воздушного судна с землёй.
Комиссия установила, что пилот выполнял полеты без получения соответствующего разрешения (нарушение статьи 16 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктов 5 и 12 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1084), кроме того, микросамолет был переделан владельцем в сельскохозяйственный вариант. Действующие руководство по летной эксплуатации ЕЭВС авиации общего назначения самолета «Гранд-187» и Аттестат о годности к эксплуатации от 03.05.08 № 0669 не предусматривают использование этого воздушного судна в сельскохозяйственном варианте, допуска к проведению АХР пилот не имел».
При расследовании катастрофы также были выявлены недостатки в ведении эксплуатационно-технической документации самолета. Однако, выводы, сделанные в протоколе проверки эксплуатационной документации, составленном группой экспертов Центра по сертификации единичных экземпляров воздушных судов Общества с ограниченной ответственностью «ЛТЦ «ЭЛИЦ СЛА», не отражали фактического состояния документации.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. довести настоящий приказ до эксплуатантов авиации общего назначения;
1.2. организовать взаимодействие с территориальными органами Ространснадзора в целях обеспечения соблюдения требований воздушного законодательства при проведении авиационных работ.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель А.В.Нерадько |