Размер шрифта: A A A     Цветовая схема: A A A     Обычная версия     Настройки

НАСТРОЙКИ ШРИФТА:

Выберите шрифт: ✓  Без засечек ✓  С засечеками

Интервал между буквами (кернинг): ✓  Стандартный ✓  Средний ✓  Большой

ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ СХЕМЫ:

✓  Черным по белому ✓  Белым по черному ✓  Темно-синим по голубому


Вернуть стандартные настройки Закрыть панель

Федеральное агентство
воздушного транспорта

(Росавиация)

Сегодня: 16 октября 2025 года
О РосавиацииДокументыДеятельностьСертификацияУчет БВС и СВСОбращения гражданКонтактыПресс-служба
Государственные услугиОплата государственных пошлинГосударственные закупкиАвиакомпанииВоздушные перевозкиМеждународная деятельностьАэропорты и аэродромыБезопасность полетовПротивообледенительная обработка воздушных судов на землеЛетная эксплуатацияПоддержание летной годностиГосударственная регистрация воздушных судовАвиационная безопасностьТранспортная безопасностьАэронавигационное обслуживаниеРадиотехническое обеспечение полетовПоиск и спасаниеДоступная среда для маломобильных групп (инвалидов)Реализация Федерального Закона РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗВедомственный контрольСертификацияГосударственная отраслевая поддержкаОб особенностях разрешительных режимов федерального агентства воздушного транспортаПрограммы подготовки, разработанные в соответствии с пунктом 4 ФАП-399Антимонопольный комплаенсПорядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решенийАккредитация сертификационных центров и испытательных лабораторийБезопасность полетовУчет БВС и СВСРадиотехническое обеспечение полетовМеждународные организацииЛетная эксплуатацияГосударственная поддержка (субсидии)Поддержание летной годностиОбщественный советОплата государственных пошлинОрганизация использования воздушного пространстваПоиск и спасаниеСертификация авиационной техникиГосударственная регистрация воздушных судов и учет БВС и СВСГосударственная поддержка (субсидии)Цифровая трансформацияВедомственный контрольПорядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решенийФинансовое обеспечение и бюджетная отчетностьПланы и результаты проверокВоздушные перевозкиМеждународное сотрудничествоГосударственная служба
ГлавнаяДеятельностьБезопасность полетовПриказы по авиационным событиям  

Об авиационном происшествии с вертолетом AS-350B2 RA-041006 (Приказ Росавиации от 06.12.2010 № 532)

28 декабря 2010 11:43
19.04.2010 в Московской области произошла авария вертолета AS-350B2 RA-04106 Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «БАРКОЛ».
Выполнялся тренировочный полет по отработке действий экипажа при отказе двигателя. На борту вертолета находился экипаж в составе командира-инструктора и двух командиров-стажеров. Взлетная масса вертолета и центровка не выходили за пределы ограничений, установленных руководством по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) вертолета AS-350B2.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию аварии вертолета AS-350B2 RA-04106 (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что взлет с аэродрома Быково и перелет в пилотажную зону проходили без отклонений от установленных правил полета.
В пилотажной зоне пилот-инструктор первоначально продемонстрировал особенности управления вертолетом с выключенной гидросистемой. В процессе выполнения этого упражнения была произведена посадка вертолета на поле в районе населенного пункта Остров.
После взлета пилот-инструктор вертолета приступил к демонстрации особенностей выполнения посадки в режиме авторотации с имитацией отказа двигателя. Отработка действий в режиме авторотации предполагалась без посадки вертолета, что является нарушением правил выполнения данного упражнения.
При демонстрации посадки на режиме самовращения несущего винта пилот-инструктор, в нарушение установленных правил, использовал не моторное планирование, а дросселирование двигателя, с целью увеличения вертикальной скорости до значения, сравнимого с вертикальной скоростью при авторотации.
При выполнении маневра по переводу вертолета на моторный режим (на высоте около 65 метров), по объяснению членов экипажа, произошло срабатывание звуковой сигнализации, свидетельствующей о падении оборотов несущего винта ниже 360 об/мин (ниже минимально допустимых).
По информации экипажа, для восстановления оборотов несущего винта (далее - НВ) пилот перевел ручку управления «ШАГ-ГАЗ» на увеличение шага, однако падение оборотов НВ при этом увеличилось.
Падение оборотов несущего винта при взятии пилотом ручки «ШАГ-ГАЗ» на увеличение шага, согласно выводам комиссии по расследованию, было связано с тем, что двигатель, наиболее вероятно, был задросселирован переводом ручки регулятора подачи топлива вверх, то есть в положение, не соответствующее режиму автоматического регулирования.
Ошибочно полагая, что двигатель работает в режиме автоматического регулирования подачи топлива, пилот, вероятно, оценил ситуацию как аварийную, связанную с отказом регулятора оборотов двигателя (падение оборотов менее 70%), и перевел ручку регулятора подачи топлива в нижнее положение.
По заключению комиссии по расследованию, в процессе перевода с большим темпом ручки регулятора подачи топлива из положения дросселирования двигателя в нижнее положение, могло произойти самовыключение двигателя.
В процессе дальнейшего снижения произошло грубое приземление вертолета, в результате которого члены экипажа получили серьезные телесные повреждения.
При осмотре вертолета на месте авиационного происшествия было установлено, что в момент удара о землю подвод мощности от двигателя на трансмиссию и агрегаты воздушного судна отсутствовал. Каких-либо отказов, которые могли бы привести к отказу двигателя в полете, выявлено не было.
Несмотря на условия Карты данных к Сертификату типа № СТ 107-350, выданному Межгосударственным авиационным комитетом 12.10.2006, на вертолете AS-350B2 RA-04106 не был установлен аварийный регистратор полетных данных, поэтому комиссия по расследованию однозначно причину авиационного происшествия не установила.
По заключению комиссии по расследованию:
«Авиационное происшествие с вертолетом AS-350B2 RA-04106 произошло в результате вынужденной посадки с неработающим двигателем.
Причиной авиационного происшествия явились ошибочные действия командира воздушного судна - инструктора, выразившиеся в нарушении процедуры выполнения упражнения по отработке посадки в режиме авторотации.
Управляющие действия пилота ручкой регулятора подачи топлива в полете привели к созданию условий, при которых, наиболее вероятно, произошло самовыключение двигателя. Признаков отказа двигателя комиссия не выявила.
Способствующими факторами явились:
перевод вертолета на режим самовращения несущего винта выполнялся с высоты 320 метров над рельефом. В соответствии с «Программой переподготовки летного состава вертолетов R-44, AS-350, AS-355» от 30.04.2008 минимальная высота вывода из режима самовращения несущего винта должна составлять не менее 600 метров;
падение оборотов несущего винта ниже минимально допустимых. Причиной падения оборотов НВ явилось взятие пилотом ручки «ШАГ-ГАЗ» на увеличение шага при задросселированном двигателе;
большой угол тангажа на кабрирование (около 25°) при приземлении вертолета (рекомендуемый руководством по летной эксплуатации - 5°);
дефицит времени на анализ ситуации и принятие корректирующих мер.
Несмотря на требования Сертификата типа, аварийный регистратор полетных данных на вертолете установлен не был, что не позволило однозначно установить причину выключения двигателя».
Комиссия по расследованию также отметила, что в нарушение требований пункта 2.3.3 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 № 609, при проведении первоначальных действий, после авиационного происшествия не были приняты меры по прекращению заправки и опечатыванию емкостей (топливозаправщиков), из которых осуществлялась заправка вертолета AS-350B2 RA-04106.
Кроме того, на вертолете AS-350B2 RA-04106 для повышения безопасности были установлены кресла, укомплектованные поясными и плечевыми ремнями, однако экипаж использовал только поясные ремни.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителю Северо-Западного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта В.К. Халикову в соответствии с требованиями статьи 59 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» организовать проведение служебной проверки по факту выдачи сертификата летной годности гражданского воздушного судна № 2132090089 без учета того, что на вертолете AS-350B2 RA-04106 не был установлен аварийный регистратор полетных данных. Письменное заключение о результатах служебной проверки представить в Росавиацию до 20.12.2010.
2. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации:
2.1. изучить с подчиненными работниками требования Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 № 609, в части, устанавливающей порядок действий при получении информации об авиационном происшествии;
2.2. при выдаче сертификата летной годности гражданского воздушного судна в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных приказом Минтранса России от 16.05.2003 № 132, обращать внимание на соответствие экземпляра воздушного судна условиям карты данных к сертификату типа воздушного судна;
2.3. довести настоящий приказ до эксплуатантов;
2.4. рекомендовать эксплуатантам изучить результаты расследования авиационного происшествия с вертолетом AS-350B2 RA-04106 и настоящий приказ с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С.Мастерова.
Руководитель А.В.Нерадько
Наверх