Размер шрифта: A A A     Цветовая схема: A A A     Обычная версия     Настройки

НАСТРОЙКИ ШРИФТА:

Выберите шрифт: ✓  Без засечек ✓  С засечеками

Интервал между буквами (кернинг): ✓  Стандартный ✓  Средний ✓  Большой

ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ СХЕМЫ:

✓  Черным по белому ✓  Белым по черному ✓  Темно-синим по голубому


Вернуть стандартные настройки Закрыть панель

Федеральное агентство
воздушного транспорта

(Росавиация)

Сегодня: 16 октября 2025 года
О РосавиацииДокументыДеятельностьСертификацияУчет БВС и СВСОбращения гражданКонтактыПресс-служба
Государственные услугиОплата государственных пошлинГосударственные закупкиАвиакомпанииВоздушные перевозкиМеждународная деятельностьАэропорты и аэродромыБезопасность полетовПротивообледенительная обработка воздушных судов на землеЛетная эксплуатацияПоддержание летной годностиГосударственная регистрация воздушных судовАвиационная безопасностьТранспортная безопасностьАэронавигационное обслуживаниеРадиотехническое обеспечение полетовПоиск и спасаниеДоступная среда для маломобильных групп (инвалидов)Реализация Федерального Закона РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗВедомственный контрольСертификацияГосударственная отраслевая поддержкаОб особенностях разрешительных режимов федерального агентства воздушного транспортаПрограммы подготовки, разработанные в соответствии с пунктом 4 ФАП-399Антимонопольный комплаенсПорядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решенийАккредитация сертификационных центров и испытательных лабораторийБезопасность полетовУчет БВС и СВСРадиотехническое обеспечение полетовМеждународные организацииЛетная эксплуатацияГосударственная поддержка (субсидии)Поддержание летной годностиОбщественный советОплата государственных пошлинОрганизация использования воздушного пространстваПоиск и спасаниеСертификация авиационной техникиГосударственная регистрация воздушных судов и учет БВС и СВСГосударственная поддержка (субсидии)Цифровая трансформацияВедомственный контрольПорядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решенийФинансовое обеспечение и бюджетная отчетностьПланы и результаты проверокВоздушные перевозкиМеждународное сотрудничествоГосударственная служба
ГлавнаяДеятельностьБезопасность полетовПриказы по авиационным событиям  

Об авиационном происшествии с вертолетом R-44 Clipper II RA-04228 (Приказ Росавиации от 29.04.2011 № 221)

17 мая 2011 11:43
23.09.2010 в районе посадочной площадки «Шумак» (Республика Бурятия), произошла авария вертолета R-44 Clipper II RA-04228, принадлежащего ООО «ТЛК-Трейд».
Посадочная площадка «Шумак» находится в горной местности, на высоте 1600 метров над уровнем моря. Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию аварии вертолета R-44 Clipper II RA-04228 (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что командир воздушного судна (далее - КВС) не имел допуска к полетам с подбором площадки в горной местности и, следовательно, не имел права выполнять полеты на данную площадку.
Перед взлетом с посадочной площадки «Шумак» на борту вертолета, кроме пилота, находилось три пассажира. В ходе расследования было установлено, что взлетная масса вертолета составляла 1100 кг, центровка 94 дюйма, что было близко к предельно-допустимым значениям (соответственно 1120 кг, 92-102 дюйма) и требовало от пилота особой осторожности при пилотировании.
После взлета, в процессе выполнения левого разворота, на высоте 10-15 метров, в наборе высоты над склоном горы, поросшей деревьями, на скорости полета не более 50 км/час, одним из пассажиров была замечена стая птиц. В процессе дальнейшего увеличения скорости до 150 км/час началась вибрация вертолета, связанная с попаданием птицы в рулевой винт.
Командир вертолета принял решение о возврате на площадку вылета. При выполнении вынужденной посадки, примерно за 120 метров до посадочной площадки, при взятии рычага «шаг - газа» для торможения вертолета, вибрация вертолета, по объяснению КВС, усилилась, при этом началось срабатывание сигнализации «Малы обороты несущего винта».
Комиссией по расследованию был сделан вывод о том, что при выполнении вынужденной посадки КВС, наиболее вероятно, не справился с управлением вертолетом: при торможении для посадки допустил «перезатяжеление» несущего винта, что вызвало падение оборотов несущего винта ниже допустимых и грубое приземление на каменистую поверхность берега реки за 120 метров до посадочной площадки.
В результате грубой посадки пассажиры и КВС не пострадали, вертолет опрокинулся на левый борт и получил значительные повреждения.
По заключению комиссии по расследованию:
«Авиационное происшествие с вертолетом R-44 Clipper II RA-04228 произошло в результате грубого приземления с большой вертикальной скоростью на каменистую неровную поверхность берега реки в горной местности при выполнении вынужденной посадки. Выполнение вынужденной посадки было вызвано возникновением вибрации вертолета из-за столкновения лопастей рулевого винта с птицей.
Грубое приземление, наиболее вероятно, явилось следствием сочетания следующих факторов:
отсутствие навыков и допуска KBС к полетам с подбором площадки в горной местности;
вибрации вертолета из-за столкновения лопасти рулевого винта с птицей;
полетная масса и продольная центровка вертолета, близкие к предельным значениям;
при выполнении посадки пилотом было допущено падение оборотов несущего винта ниже допустимых;
возможная орографическая турбулентность в горной местности».
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации:
1.1. довести настоящий приказ до эксплуатантов авиации общего назначения;
1.2. рекомендовать эксплуатантам авиации общего назначения изучить результаты расследования аварии вертолета R-44 Clipper II RA-04228 с летным составом.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Врио руководителя К.А.Махов

Наверх