Размер шрифта: A A A     Цветовая схема: A A A     Обычная версия     Настройки

НАСТРОЙКИ ШРИФТА:

Выберите шрифт: ✓  Без засечек ✓  С засечеками

Интервал между буквами (кернинг): ✓  Стандартный ✓  Средний ✓  Большой

ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ СХЕМЫ:

✓  Черным по белому ✓  Белым по черному ✓  Темно-синим по голубому


Вернуть стандартные настройки Закрыть панель

Федеральное агентство
воздушного транспорта

(Росавиация)

Сегодня: 16 октября 2025 года
О РосавиацииДокументыДеятельностьСертификацияУчет БВС и СВСОбращения гражданКонтактыПресс-служба
Государственные услугиОплата государственных пошлинГосударственные закупкиАвиакомпанииВоздушные перевозкиМеждународная деятельностьАэропорты и аэродромыБезопасность полетовПротивообледенительная обработка воздушных судов на землеЛетная эксплуатацияПоддержание летной годностиГосударственная регистрация воздушных судовАвиационная безопасностьТранспортная безопасностьАэронавигационное обслуживаниеРадиотехническое обеспечение полетовПоиск и спасаниеДоступная среда для маломобильных групп (инвалидов)Реализация Федерального Закона РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗВедомственный контрольСертификацияГосударственная отраслевая поддержкаОб особенностях разрешительных режимов федерального агентства воздушного транспортаПрограммы подготовки, разработанные в соответствии с пунктом 4 ФАП-399Антимонопольный комплаенсПорядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решенийАккредитация сертификационных центров и испытательных лабораторийБезопасность полетовУчет БВС и СВСРадиотехническое обеспечение полетовМеждународные организацииЛетная эксплуатацияГосударственная поддержка (субсидии)Поддержание летной годностиОбщественный советОплата государственных пошлинОрганизация использования воздушного пространстваПоиск и спасаниеСертификация авиационной техникиГосударственная регистрация воздушных судов и учет БВС и СВСГосударственная поддержка (субсидии)Цифровая трансформацияВедомственный контрольПорядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решенийФинансовое обеспечение и бюджетная отчетностьПланы и результаты проверокВоздушные перевозкиМеждународное сотрудничествоГосударственная служба
ГлавнаяДеятельностьБезопасность полетовПриказы по авиационным событиям  

Об авиационном происшествии с самолетом СП-30 «Десяточка» RA-1708G (Приказ Росавиации от 16.10.2012 № 672)

22 октября 2012 11:43
09.06.2012, при выполнении авиационно-химических работ (далее - АХР) в Ростовской области, произошла катастрофа единичного экземпляра воздушного судна (далее - ЕЭВС) самолета СП-30 «Десяточка» RA-1708G, принадлежащего физическому лицу.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы ЕЭВС самолета СП-30 «Десяточка» RA-1708G (далее - комиссия по расследованию) было установлено, что при выполнении второго полета, через 10 -12 минут после взлета, командир воздушного судна (далее - КВС) по рации вышел на связь с находившимся на земле специалистом, оказывавшим помощь в подготовке к выполнению АХР, и сообщил об ухудшении самочувствия.
Дальнейший полет самолета проходил попеременно со снижением и набором высоты и изменением приборной скорости полета, что, наиболее вероятно, было связано с потерей работоспособности пилота. При выполнении правого разворота произошло столкновение самолета с землей, пилот погиб.
В процессе судебно-медицинских исследований у пилота были установлены патологические изменения внутренних органов, свидетельствующие об имевшейся у него хронической ишемической болезни сердца с мелкоочаговым кардиосклерозом и атеросклерозом аорты. Кроме того, были выявлены признаки заболевания, которое могло привести к резкому повышению артериального давления и нарушению сердечного ритма во время пилотирования самолета и кратковременной потере сознания. При этом не было выявлено каких-либо характерных телесных повреждений, свидетельствовавших о выполнении пилотом действий по управлению самолетом во время его столкновения с землей.
При расследовании было установлено, что самолетом управлял пилот в возрасте 46 лет, имевший высшее авиационное образование (в 1984 году окончил три курса Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков, в 1993 году окончил Московский авиационный институт) и общий налет 1042 часа (в том числе 64 часа на ЕЭВС самолета СП-30).
На момент авиационного происшествия пилот самолета имел действующее свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна. Заключение врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации (далее - ВЛЭК ГА) было выдано Федеральным государственным унитарным предприятием «Региональный технический центр авиационной информации, сертификации, связи» 21.04.2011 со сроком действия до 21.04.2013.
Согласно заключению ВЛЭК ГА пилот был признан годным к полетам пилотом сверхлегкого летательного аппарата. Однако, в связи с тем, что у пилота были диагностированы изменения состояния здоровья, ему было предписано пройти периодический медицинский осмотр терапевтом и электрокардиографическое исследование через 12 месяцев. В нарушение требований пункта 46 Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 22.04.2002 № 50 (далее - ФАП-50), пилот не прошел медицинский осмотр через 12 месяцев после медицинского освидетельствования.
По заключению комиссии по расследованию:
«Наиболее вероятной причиной катастрофы ЕЭВС СП-30 RA-1708G явилась потеря работоспособности КВС при выполнении АХР, которая привела к потере скорости, выходу воздушного судна на большие углы атаки с последующим столкновением воздушного судна с земной поверхностью.
Авиационному происшествию способствовали:
наличие у КВС заболеваний, которые привели к потере работоспособности в полете;
нарушение КВС сроков прохождения периодического медицинского осмотра, что не позволяло ему выполнять полеты с 21.04.2012 на основании пункта 7 ФАП-50;
не назначение дополнительных исследований при диагностировании у КВС изменений состояния здоровья при вынесении медицинского экспертного заключения».
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с ЕЭВС самолета СП-30 «Десяточка» RA-1708G, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2012/report_ra-1708G.pdf.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации до 28.10.2012 довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации и эксплуатантов - физических лиц.
2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации и эксплуатантам - физическим лицам:
2.1. изучить настоящий приказ и результаты расследования катастрофы ЕЭВС самолета СП-30 «Десяточка» RA-1708G с летным составом и медицинскими работниками гражданской авиации;
2.2. провести анализ достаточности принятых процедур контроля за соблюдением подчиненным авиационным персоналом требований Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 22.04.2002 №50, и требований пункта 1.8 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель A.B.Нерадько
Наверх