НАСТРОЙКИ ШРИФТА:
Выберите шрифт: ✓ Без засечек ✓ С засечеками
Интервал между буквами (кернинг): ✓ Стандартный ✓ Средний ✓ Большой
ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ СХЕМЫ:
✓ Черным по белому ✓ Белым по черному ✓ Темно-синим по голубому
Об авиационных происшествиях с вертолетами R-44 Raven I RA-04331 и R-44 Raven I RA-04332 (Приказ Росавиации от 06.11.2012 № 753)13 ноября 2012 11:43 09.06.2011 в районе ледника Уллучиран (Кабардино-Балкарская Республика, гора Эльбрус) произошла авария вертолета R-44 Raven I RA-04331, принадлежащего физическому лицу. В день авиационного происшествия был запланирован полет группы из 5 вертолетов типа R-44 в район горы Эльбрус. Вертолетом R-44 Raven I RA-04331 управлял пилот-любитель в возрасте 49 лет, не имевший авиационного образования. Общий налет пилота составлял 550 часов, из них на вертолете R-44 - 200 часов, в качестве командира воздушного судна (далее - КВС) - 180 часов. Кроме пилота на борту вертолета R-44 Raven I RA-04331 находилось 2 пассажира. Взлетный вес вертолета составлял 990 кг, что не выходило за ограничения руководства по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) вертолета R-44. Решение о выполнении полета на высоте более 2400 метров с пассажирами на борту воздушного судна без установленного кислородного оборудования было принято с нарушением ограничений раздела 9 РЛЭ вертолета R-44, пункта 2.16 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128, и специальных обязательных условий Карты данных Сертификата типа № CT206-R44, выданного Межгосударственным авиационным комитетом 22.01.2002. Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию аварии вертолета R-44 Raven I RA-04331 (далее - комиссия по расследованию аварии вертолета R-44 Raven I RA-04331) было установлено, что полет проходил на дистанции 200 - 400 метров между вертолетами с постоянным набором высоты на скорости 60 - 70 узлов. Особая ситуация начала развиваться после набора высоты 3700 метров. Согласно РЛЭ вертолета R-44 на высоте 3700 метров при температуре наружного воздуха близкой к 0°С высота по плотности составляет 4115 метров. Максимальная эксплуатационная высота по плотности, согласно ограничениям РЛЭ вертолета R-44, составляет 4267 метров. Таким образом, непосредственно перед аварийной ситуацией полет проходил на высоте, близкой к максимально допустимой. В ходе расследования также было установлено, что вертолет R-44 Raven I RA-04331 (летевший в группе третьим) имел наибольший полетный вес и наименьшую располагаемую мощность. Для сохранения места в группе пилот вертолета R-44 Raven I RA-04331, наиболее вероятно, увеличил вертикальную скорость набора высоты, что привело к падению приборной скорости. Кроме того, по объяснению пилота вертолета R-44 Raven I RA-04331, его внимание в этот момент было отвлечено наблюдением за температурой смеси (стрелка находилась в желтом секторе) и выполнением управляющих действий ручкой подогрева смеси с целью увеличения подогрева воздуха. Допущенная потеря скорости привела к непреднамеренному снижению вертолета. Пилот, пытаясь предотвратить потерю высоты, увеличил шаг несущего винта, что привело к уменьшению оборотов несущего винта со срабатыванием аварийной световой и звуковой сигнализация минимальных оборотов и дальнейшему увеличению вертикальной скорости снижения. В данной ситуации пилот перевел вертолет в режим авторотации и принял решение о посадке на подобранную площадку. После приземления произошло проваливание левой лыжи в снег и опрокидывание вертолета на левый борт. Вертолет получил значительные повреждения, пилот и пассажиры не пострадали. По заключению комиссии по расследованию аварии вертолета R-44 Raven I RA-04331: «Авиационное происшествие с вертолетом R-44 Raven I RA-04331 произошло в горной местности на абсолютной высоте 3300 метров в результате вынужденной посадки на заснеженную поверхность ледника с последующим опрокидыванием вертолета на левый борт. Вынужденная посадка, наиболее вероятно, была вызвана потерей приборной скорости с последующим самопроизвольным снижением вертолета. Потеря приборной скорости, наиболее вероятно, явилась следствием сочетания следующих факторов: отсутствием у КВС опыта полетов на вертолетах в горной местности, на больших высотах и в группе, при небольшом общем налете на данном типе. неудовлетворительным планированием полета группы из 5 вертолетов, при которой не были учтены отличия в располагаемой мощности и полетной массе вертолетов, что существенно ограничивало возможности пилотирования вертолета RA-04331». Подробная информация об обстоятельствах аварии приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-44 Raven I RA-04331, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-04331.pdf. 15.10.2011 в районе населенного пункта Ерзовка (Волгоградская область) произошла авария вертолета R-44 Raven I RA-04332, принадлежащего ООО «Кагальник-Агро» (сертификата эксплуатанта не имеет). Выполнялся демонстрационный полет с тремя пассажирами на борту. Взлетный вес вертолета составлял 1074 кг, что не выходило за пределы, установленные РЛЭ вертолета R-44 для фактических условий (максимальный взлетный вес 1089 кг), однако был близким к максимальному. Центровка вертолета составляла 92,49 дюйма и также не выходила за пределы, установленные РЛЭ вертолета R-44 (92 - 102 дюйма). Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию аварии вертолета R-44 Raven I RA-04332 (далее - комиссия по расследованию аварии вертолета R-44 Raven I RA-04332) было установлено, что после выхода на посадочный курс КВС увидел справа впереди другой вертолет, производивший заход на посадку. Для соблюдения безопасной дистанции до впереди летящего вертолета КВС было принято решение о развороте влево. После выполнения разворота впереди по курсу полета находилось препятствие в виде линий электропередач (далее - ЛЭП) высотой 30 метров. Для предотвращения столкновения с ЛЭП КВС выполнил энергичное гашение скорости отклонением ручки управления (рычага циклического шага) на себя. Эти действия привели к падению скорости полета, увеличению тангажа на кабрирование и набору высоты. В дальнейшем КВС уменьшил общий шаг несущего винта с целью предотвращения набора высоты. При этом произошло падение оборотов несущего винта ниже 97% и срабатывание соответствующей предупреждающей сигнализации. Не сумев восстановить обороты несущего винта, КВС перевел вертолет на снижение для выполнения вынужденной посадки. После приземления произошло опрокидывание вертолета на левый борт. В результате аварии один пассажир получил серьезные телесные повреждения, КВС и остальные пассажиры не пострадали. По заключению комиссии по расследованию аварии вертолета R-44 Raven I RA-04332: «Авиационное происшествие с вертолетом R-44 RA-04332 произошло в результате потери оборотов несущего винта ниже минимально-допустимых, при выполнении полета на малой высоте, что было вызвано ошибочными энергичными управляющими действиями пилота по увеличению общего шага несущего винта для гашения поступательной скорости с целью предотвращения столкновения с препятствиями по курсу полета. Потеря оборотов несущего винта привела к потере высоты и необходимости выполнения вынужденной посадки. Зарывание носка левой лыжи в неоднородный по своему составу грунт привело к динамическому вращению вертолета, опрокидыванию на левый борт и разрушению его конструкции». Также комиссией по расследованию аварии вертолета R-44 Raven I RA-04332 было установлено, что в нарушение специальных обязательных условий Карты данных Сертификата типа № CT206-R44, выданного Межгосударственным авиационным комитетом 22.01.2002, в кабине вертолета не были нанесены предупреждающие надписи на русском языке, в том числе порядок действий на открытие дверей при покидании вертолета. Подробная информация об обстоятельствах аварии приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом R-44 Raven I RA-04332, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-04332.pdf. Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Руководителям межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации: 1.1. до 19.11.2012 довести настоящий приказ до организаций гражданской авиации и эксплуатантов воздушных судов авиации общего назначения; 1.2. рекомендовать организациям гражданской авиации и эксплуатантам воздушных судов авиации общего назначения: изучить настоящий приказ и результаты расследований авиационных происшествий с вертолетами R-44 Raven I RA-04331 и R-44 Raven I RA-04332 с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах; при планировании полетов в горной местности обращать внимание летного состава, выполняющего полеты на вертолетах, на требования РЛЭ, в части ограничений полетной массы в зависимости от высоты, и пункта 2.13 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128; с летным составом, выполняющим полеты на вертолетах типа R-44, провести занятия по изучению рекомендаций, изложенных в извещении по безопасности SN-10 РЛЭ вертолета R-44; провести проверку соблюдения и, при необходимости, в установленном порядке принять меры по выполнению требований специальных обязательных условий Карты данных Сертификата типа № CT206-R44, выданного Межгосударственным авиационным комитетом 22.01.2002. 2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова. Руководитель А.В.Нерадько |