Размер шрифта: A A A     Цветовая схема: A A A     Обычная версия     Настройки

НАСТРОЙКИ ШРИФТА:

Выберите шрифт: ✓  Без засечек ✓  С засечеками

Интервал между буквами (кернинг): ✓  Стандартный ✓  Средний ✓  Большой

ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ СХЕМЫ:

✓  Черным по белому ✓  Белым по черному ✓  Темно-синим по голубому


Вернуть стандартные настройки Закрыть панель

Федеральное агентство
воздушного транспорта

(Росавиация)

Сегодня: 16 октября 2025 года
О РосавиацииДокументыДеятельностьСертификацияУчет БВС и СВСОбращения гражданКонтактыПресс-служба
ГлавнаяО РосавиацииОбщественный советНовости Общественного совета  

Сертификацию и вывод на рынок новой авиатехники обсудили на заседании Общественного совета при Росавиации

5 ноября 2024 19:00

Пополнение российского парка отечественными воздушными судами для магистральных и местных воздушных перевозок, авиационных работ и меры, принятые агентством для оптимизации сертификации машин, обсудили на заседании Общественного совета при Росавиации. Участники совещания также говорили о первоначальной подготовке летного состава и развитии авиации общего назначения.

В заседании приняли участие заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России, заместители руководителя и начальники управлений Росавиации, межрегиональные территориальные управления Росавиации, представители авиакомпаний, разработчиков авиационной техники и учебных заведений гражданской авиации.


Заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков рассказал на заседании о комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года

Первым выступил заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков. В своем докладе он рассказал о комплексной программе развития авиационной отрасли России до 2030 года. Программа обозначает потребности в перевозках на ближайшие годы, а также типы гражданской авиационной техники, планируемые к производству, объемы серийного изготовления такой техники для последующих поставок эксплуатантам.

«Частично вопрос планирования потребностей и поставок новой авиационной техники реализуется исполнением комплексной программы развития авиаотрасли. Контроль выполнения программы осуществляется регулярно и на самом высоком уровне, с привлечением координационного центра Правительства Российской Федерации. Программой запланированы поставки импортозамещенных МС-21, Superjet, Ту-214, Ил-114 и других типов самолетов и вертолетов. Однако не все запланированные цели выполняются строго в срок. Ввод отечественных воздушных судов – задача государственной важности. Необходимо четко понимать, как мы будем решать эту задачу. Сегодня мы наметим пути решения ряда вопросов», – отметил Андрей Добряков в приветственном слове.

Сертификация гражданской авиационной техники

Начальник Управления сертификации авиационной техники Росавиации Дмитрий Копысов рассказал об особенностях и текущем статусе сертификации авиатехники, работах по оптимизации сертификационных процедур и представил обзор некоторых типов авиатехники, не предусмотренной комплексной программой развития авиационной отрасли России.

Дмитрий Копысов отметил существенное увеличение объемов работ по сертификации отечественной авиационной техники, связано это с разработкой нового авиационного оборудования для проектов импортозамещения, новых типов самолетов, двигателей, модификацией воздушных судов. 

На сегодняшний день в стадии сертификации находятся несколько приоритетных проектов самолетов:

· МС-21,

· RRJ-95NEW-100,

· Ил-114-300,

· Ту-214,

· ЛМС-901 «Байкал»,

· ТВРС-44,

· ЛМС-192 «Освей».


В начале заседания председатель Общественного совета при Росавиации Николай Ивановский (слева) и заместитель председателя Общественного совета при Ространснадзоре Геннадий Сартаков (справа) подписали соглашение о взаимном сотрудничестве. Документ направлен на совместную экспертную работу в области безопасности полетов

Отдельно докладчик остановился на тематике БАС: более 10 организаций проводят сертификационные работы по подтверждению требований летной годности к разработанным конструкциям БАС. Большая часть заявок – на БАС для сельского хозяйства. Однако ведутся работы и по сертификации БАС более широкого применения. Ожидается, что в 2025 году первые серийные БАС для выполнения сельхозработ появятся на рынке.

Проходят сертификацию и новые типы отечественных двигателей: ВК-800С, ПД-8, ВК-650В. Сроки завершения этих работ укладываются в сроки сертификации воздушных судов.

Росавиация активно работает над оптимизацией процедуры сертификации. Ведется разработка автоматизированной цифровой системы сертификации ФГИС «Авиасерт», которая позволит обмениваться документами в электронном виде, онлайн отслеживать сроки, автоматизировать типовые действия. Опытная эксплуатация системы запланирована в 2026 году.

В Минтранс России направлены предложения в Воздушный кодекс, необходимые для переиздания Федеральных авиационных правил, определяющих порядок обязательной сертификации. Новая редакция ФАП будет предусматривать оптимизацию требований к сертификации типовой конструкции и сертификации разработчиков БАС, установление порядка выдачи одобрений на изготовление и установку компонентов-аналогов, оптимизацию порядка проведения сертификационных летных испытаний разработчиками БАС, прорабатывается возможность привлечения гражданских независимых инспекций для контроля за разработчиками и изготовителями.

Актуализируются нормы летной годности для БАС, проект норм летной годности для легких самолетов направлен на рассмотрение в Минпромторг России и сертифицированным предприятиям-разработчикам. В 2023 году в ФАП уже упрощены требования к согласованию сертификационных документов, исключена обязательность проведения сертификационных испытаний только в аккредитованных в испытательных лабораториях. Разрабатываются предложения по изменению Методики расчета стоимости экспертизы при обязательной сертификации с учетом дифференцированного подхода к сложности проектов сертификации.

Все эти мероприятия значительно сократят сроки и стоимость сертификации.


Начальник Управления сертификации авиационной техники Росавиации Дмитрий Копысов рассказал о особенностях сертификации авиатехники и процессе оптимизации сертификационных процедур, который проводит агентство

Кадровый вопрос авиаотрасли

О необходимости сотрудничества промышленности с авиационными вузами при подготовке кадров говорил ректор подведомственного Росавиации МГТУ ГА Борис Елисеев: «Новая техника потребует новых кадров. И сегодня мы активно сотрудничаем, например, с разработчиком МС-21, имеем полный доступ к технической документации авиалайнера, по которой готовится методика. Помимо подготовки пилотов у вуза имеются современные инженерные тренажеры. Призываю к сотрудничеству все заинтересованные стороны».

Сроки ввода авиационной техники в эксплуатацию

C докладом выступил Мирослав Бойчук, заместитель председателя Общественного совета при Росавиации. Он остановился на актуальных вопросах дальнейшего развития авиаотрасли в условиях санкционного давления, обратил внимание производителей на необходимость конкретизации сроков ввода и тактико-технических данных разрабатываемой авиатехники.

Мнение промышленности выразил заместитель генерального директора ПАО «Яковлев», директор программы МС-21, Александр Долотовский«Хочу развеять все сомнения и подчеркнуть, что характеристики новых воздушных судов (МС-21, Superjet) позволяют эксплуатировать их с рентабельностью на уровне зарубежных конкурентов. Послепродажная поддержка наших продуктов – также один из ключевых приоритетов для нашей компании и здесь у нас на опыте эксплуатации SSJ-100 накоплены достаточные компетенции и развёрнуты необходимые сервисы».

Валерий Смирнов, член Общественного совета, обратил внимание авиастроителей на необходимость выполнения своих планов: «Представленные вами планы не выполняются с 2014 года. Необходима оценка эффективности госрегулирования, содействия и системы контроля. Забыты малые КБ, авиационная коллегия, но они обладают уникальным опытом, к которому необходимо обратиться».


Главный конструктор программы Superjet 100  Владимир Лавров сообщил, что организация нацелена на выполнение взятых на себя обязательств по созданию импортозамещенной версии самолета

Главный конструктор программы Superjet 100 Владимир Лавров сообщил, что компания «Яковлев» нацелена на выполнение взятых на себя обязательств по созданию импортозамещенной версии самолета: «Самолет продолжает проходить сертификационные испытания. Двигатель ПД-8 близок к тому, чтобы встать под крыло самолета: два полностью готовых воздушных судна сейчас находятся в Комсомольске-на-Амуре и после установки двигателей присоединятся к программе сертификационных испытаний. Параллельно ведутся работы по технической поддержке имеющегося парка воздушных судов, разрабатываются отечественные аналоги импортных комплектующих».

Итоги заседания

«Общественные советы при Росавиации и Ространснадзоре выступают прежде всего для защиты интересов пассажиров, которым должно быть экономично, комфортно и главное безопасно пользоваться воздушным транспортом», – заключил Андрей Добряков, завершая заседание Общественного совета.

Председатель Общественного совета при Росавиации Николай Ивановский добавил, что задача Общественного совета – достичь большего вместе, объединив усилия государства, бизнеса и общества, поскольку такие глобальные цели, которые сегодня стоят перед авиационной отраслью, можно решить только сообща. 

Наверх