НАСТРОЙКИ ШРИФТА:
Выберите шрифт: ✓ Без засечек ✓ С засечеками
Интервал между буквами (кернинг): ✓ Стандартный ✓ Средний ✓ Большой
ВЫБОР ЦВЕТОВОЙ СХЕМЫ:
✓ Черным по белому ✓ Белым по черному ✓ Темно-синим по голубому
Почти 74 млн пассажиров перевезли российские авиакомпании за 8 месяцев 2025 года30 сентября 2025 21:00 Воздушный транспорт России продолжает оказывать качественные услуги по перевозке как россиян, так и гостей нашей страны. На международных направлениях пассажиропоток воздушных гаваней России вырос на 8,1% — до 33,6 млн человек, перевозчиков — на 0,9%, до 17,9 млн. Пассажиропоток на маршрутах в зарубежные страны за пределами СНГ вырос значительнее — на 7,4%, до 11,4 млн человек. Пассажиропоток лидера отрасли — группы «Аэрофлот» (помимо одноименной авиакомпании в нее входят «Победа» и «Россия») вырос на 0,7%, до 37,2 млн человек. При этом за рассматриваемый период общий пассажиропоток как аэропортов, так и всех авиакомпаний России несколько снизился: на 0,9%, до 144,6 млн человек — у воздушных гаваней; на 2,2%, до 73,7 млн — у перевозчиков. Процент занятости пассажирских кресел, напротив, увеличился на 0,1 п.п., до 89,5%. В топ-5 авиакомпаний по числу перевезенных пассажиров по-прежнему входят «Аэрофлот», «Победа», S7 («Сибирь»), «Россия» и «Уральские авиалинии». На их долю пришлось 70,3% всех перевозок. «Гражданская авиация России отработала январь-август примерно на уровне аналогичного периода прошлого года, несмотря на продолжающееся внешнее беспрецедентное санкционное давление против отрасли и периодически возникающие временные ограничения на использование воздушного пространства в ряде регионов. При этом развитие нашего воздушного транспорта не останавливается: открыли для полетов аэропорты Геленджика и Краснодара, в Хабаровске заработал новый аэровокзал для обслуживания международных воздушных линий, а в Чебоксарах начался капитальный ремонт аэродрома за счет средств фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта. Дополнительный стимул для роста пассажироперевозок добавляет ввод безвизового режима для россиян в Китай — это позволит нарастить туристические и деловые перемещения между двумя странами, укрепить экономические связи России и КНР», — прокомментировал заместитель руководителя Росавиации Алексей Буевич, курирующий в агентстве вопросы развития авиаперевозок и международного сотрудничества. МНЕНИЕ БИЗНЕСА ![]() Александр Чугунов генеральный директор аэропорта Челябинск (входит в «Новапорт Холдинг»)
«За восемь месяцев 2025 года международный аэропорт Челябинск (Баландино) им. И. В. Курчатова обслужил 1,48 млн пассажиров. Рост к аналогичному периоду 2024 года составил 1,4%. В том числе на внутренних воздушных линиях обслужено 1,33 млн пассажиров, перевозки на уровне прошлого года (рост +0,1%), на международных воздушных линиях 142,67 тыс. пассажиров, рост 15,1%. Полеты выполнялись 18 авиакомпаниями по 25 направлениям, в том числе 15 на внутренних воздушных линиях и 10 на международных. Рост стал возможен благодаря увеличению объема международных перевозок на турецком направлении (Анталья), в Египет (Шарм-эш-Шейх и Хургада) и Таиланд (Пхукет). Благодаря поддержке правительства региона дважды в неделю выполняются рейсы авиакомпании Red Wings в Минск». ![]() Семен Винокуров генеральный директор авиакомпании «Полярные авиалинии», Республика Саха (Якутия)
«Авиационная отрасль России продолжает демонстрировать свою устойчивость в условиях санкционных ограничений. Основная причина увеличения пассажиропотока по итогам 8 месяцев — более чем на 10% — расширение нашей маршрутной сети внутри республики, увеличение занятости пассажирских кресел, в том числе за счет оптимизации флота. Планируемое исключение из сертификата эксплуатанта самолетов иностранного производства типа L-410 и поэтапное выбытие устаревших вертолетов типа Ми-8Т позитивно скажется на расходах авиакомпании по статье «поддержание летной годности». До конца года мы продолжим выполнение межрайонных регулярных рейсов, а также внутрирайонных социально-значимых рейсов в труднодоступные населенные пункты республики. Традиционно, мы будем обеспечивать так называемые «зеленые» рейсы по доставке овощей, фруктов и продуктов питания в северную и арктическую группу районов, срочные санитарные задания по эвакуации пациентов по заявкам республиканской медицины катастроф. Наши экипажи и воздушные суда круглосуточно готовы также к поисково-спасательным мероприятиям, различным чрезвычайным ситуациям техногенного характера». МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ![]() Олег Пантелеев исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт»
«Отечественные авиакомпании и аэропорты завершили восемь месяцев 2025 года с незначительным спадом объемных показателей. При этом зафиксирован рост спроса на международные полеты, в том числе – со стороны иностранных перевозчиков. Тем не менее, у отрасли есть возможность до конца года несколько скорректировать негативные тенденции. Восстановление полетов в Геленджик и Краснодар открыло ранее утраченные возможности для развития внутреннего туризма и деловых поездок, а безвизовое посещение Китая подстегнуло интерес российских путешественников к полетам в эту страну, что также даст дополнительную загрузку нашим воздушным гаваням». ![]() Ирина Полешкина Старший научный сотрудник подведомственного Росавиации МГТУ ГА, доктор технических наук
«За восемь месяцев 2025 г. произошло прогнозируемое снижение общего пассажиропотока российских авиакомпаний по сравнению с предыдущим годом, что обусловлено сложностью геополитической обстановки, периодическим ограничением работы аэропортов с целью обеспечения безопасности полетов, высокой загрузкой располагаемого парка воздушных судов, и как следствие, ростом затрат авиакомпаний и стоимости перелетов. Однако на международных туристических направлениях за пределами стран СНГ удалось сохранить рост пассажиропотока на достаточно высоком уровне. Благодаря этому общее снижение пассажирооборота российских авиакомпаний за рассматриваемый период составило лишь 1,1%, что подтверждает сохранение интереса россиян к дальним авиапутешествиям при существующей конъюнктуре рынка авиаперевозок». |